Арик Крупп. Уникальный минский бард, легенда авторской песни Белоруссии. Не знать его песен – всё равно, что никогда не пробовать настоящего «Цинандали». Я всё искал подходящее сравнение, вот, пожалуй, нашёл. Как в бокале замечательного сухого вина сконцентрированы энергии солнечного света, горной воды, кристального воздуха, так и песни Арика наполнены хмельным духом бесконечной дороги, вольного ветра, небесной синевы. Они буквально пьянят! И услышав их один раз, попадаешь в зависимость – хочется слушать снова и снова. Происходит это потому, что его песни обладают редким свойством, особой магией – мгновенно вводить слушателя в состояние счастья. И это состояние сохраняется на протяжении нескольких дней. На второй план отступают все житейские невзгоды, а проблемы, не дававшие покоя, почему-то сразу мельчают, превращаются в пустяки, в бытовой мусор. Это и есть «Круппотерапия» души.
Я впервые услышал его в феврале 1971 года. Мы сидели во Владимирской глухомани в заброшенной деревеньке из десятка пустых домов. Перед этим был долгий ночной переход на лыжах, я страшно устал и заснул на русской печке. Разбудил меня колдовской голос: из магнитофона лились магические мантры Арика. Как загипнотизированный, я спустился с печки и больше уже не мог оторваться, всё переворачивал и переворачивал катушки, пока не выучил все песни наизусть.
Крупп относится к редкой категории бардов, у которых практически нет ни одной «плохой» песни. Все, как горошины в стручке, одна к одной. Ну, исключая, пожалуй, студенческие и стройотрядовские опусы, написанные по случаю, для друзей. Они не плохие, конечно, но слишком «специализированные», что ли. Из 92-х песен Круппа порядка 70-ти – настоящие шедевры. Существует расхожее мнение, что Крупп – «туристический» автор, писал про костровую романтику, походы, палатки и т.д. Это мнение ошибочное. В отличие от большинства туристических бардов, Крупп вывел тему дороги на олимпийский поэтический уровень и превратил в парадигму Жизни и Судьбы.. Он – «Гомер» русского экстремального туризма, его песенная эпопея это «Одиссея» русского скитальчества - образа жизни десятков миллионов человек в советское время.
Особое внимание надо обратить на исключительную мелодичность песен Круппа. Он, безусловно, настоящий композитор, обладающий собственным гармоническим стилем. Многие мелодии Арика могли бы составить конкуренцию самым знаменитым шлягерам современности.
Владимир Бережков в своей замечательной песне про Нико Пиросмани поёт: «следы нашей жизни, о чём ни пиши, изгладятся лет через 10, не боле…» Меткое наблюдение. Песни Арика пережили многие десятилетия. Недавно в музее Маяковского мы отмечали его семидесятилетний юбилей. Был аншлаг. Творчество Круппа не тускнеет со временем. Оно до сих пор востребовано и среди взрослой публики, и в кругах путешествующей молодёжи. Удивительно, но темы и реальная сюжетная конкретика песен Арика сохраняют свежесть и актуальность. Про нашу эпоху до сих пор можно сказать его словами: «это время самых первых космодромов, это дни последних самых паровозов».
Так уж сложилось, что пропаганда творчества Арика стала для меня почти специальностью. Десятки раз проводил я вечера, посвящённые Круппу и в России, и во многих странах мира. И я счастлив, что могу сделать свой вклад в дело сохранения великолепного песенного наследия Круппа, донести его живой голос до новых слушателей. Диск Арика должен быть в доме каждого ценителя бардовского жанра. Песни Круппа лечат душу и помогают жить.
КРУПП В СЕТИ